#Геноцид

#Интервью

#Интервью

#Только на сайте

Рубен Варданян: Мы победили, потому что сохранились как нация»

2015.04.20 |

Евгения Альбац*

Известный бизнесмен и филантроп, сооснователь проекта 100 LIVES — об уроках, которые его народ и он сам вынесли из трагедии столетней давности
40-490-01.jpg
Предки Рубена Варданяна были священниками


Вас знают как бизнесмена, как основателя образовательных проектов — Московской школы управления «Сколково» и международной школы для подростков в армянском Дилижане, но вы всегда чурались политики. И вдруг — проект 100 LIVES, публичная дискуссия с Джорджем Клуни, совместные статьи с нобелевским лауреатом Эли Визелем?

Это не политика — я как ей не занимался, так и не занимаюсь. Это о людях. Это моя личная история. История трагедии, которая произошла сто лет назад, в которой погибло огромное количество людей. В 1915 году армян всего было около 3 млн, примерно 1 млн жили в Восточной Армении — в России и в Иране, а также в Европе и в Америке и еще в некоторых местах, более 2 млн — в Оттоманской империи, из них за восемь лет было убито 1,5 млн, то есть 75 % армянского населения империи* * Турецкие источники называют цифру 200 тыс., большинство историков — от 1 млн до 1,5 млн. . И хотя прошло уже 100 лет — это по-прежнему тяжелейшая психологическая травма для нации в целом. Ведь целью было — уничтожение нации как таковой и памяти о ней на этой земле — в Западной Армении, в Армянском нагорье. Мы на этой территории жили тысячелетиями, а сейчас, когда едешь по этой земле, — все вычищено, нет даже намека, что здесь когда-то жили армяне.

И кладбищ нет?

Ничего, все уничтожено под корень. Ну, осталась Ани, столица Армянского царства (961–1045 года. — NT), где была тысяча церквей — останки находятся под защитой ЮНЕСКО. Всего на территории современной Турции было более 2000 армянских церквей и монастырей. Сейчас осталось меньше 60, да и то большей частью вокруг Стамбула…

Это и моя личная история, история моего деда, которого спасли американские миссионеры, которые в 1915 году приехали в Армению: они спасли несколько десятков тысяч армянских детей, они сохранили генофонд нации. Американские миссионеры, равно как и другие — датчане, норвежцы, швейцарцы, русские, — они создали приюты по всему миру, в том числе в Константинополе, Гюмри, Бейруте, Алеппо, в греческом Корфу и т.д., и на территории современной Армении, в Эчмиадзине, тоже был приют, где и был мой дед. И если бы его не спасли миссионеры, то и меня бы не было.
40-cit-01.jpg
А дед родился на территории Османской империи?


40-490-200.jpg
  Профессор Амаяк Варданян
  не любил рассказывать о пережитом


Да, в городе Арчеш. Его отца убили, убили и старших братьев — это был 1915 год, и он вместе с матерью и другими родственниками пришел в Армению. Мать и младшая сестра умерли от голода вскоре как приехали в Восточную Армению, а дед попал в дом для сирот в Эчмиадзине. Его сестру в 11 лет выдали замуж в деревне, чтобы ее не украли и не продали в гарем. У деда фамилия была Кешишбалян — это по-турецки, по-армянски Тертербалян, «тертер» — священник, это значит, у него в роду были священники. Но дед, когда он попал в приют, был еще маленький, своей фамилии не знал, Его спросили: «Амаяк, как зовут твоего деда?» Он сказал: «Вартан». Так он стал Варданяном. В приюте дед закончил школу, очень рано, в 18 лет, женился, потом преподавал в этом приюте и в результате стал известным в Армении историком, профессором. Дед не любил рассказывать о тех событиях, но что-то — рассказывал, и это врезалось и в мою память, и в память моей сестры. Его сын, мой отец, стал известным профессором архитектуры, тетя — шекспироведом. Я — бизнесменом, вполне успешным человеком, моя сестра — известным автором песен и композитором. И все это — благодаря тем американским миссионерам, которые работали в этом приюте в Эчмиадзине и сделали так, что дети, в том числе мой дед, не умерли с голоду и получили образование. Кстати, мало кто знает — в самих Соединенных Штатах не знают, — что когда в Америке стало известно про резню армян, миллионы простых американцев стали собирать деньги — было собрано порядка $115 млн в помощь армянам, грекам и ассирийцам — в сегодняшних деньгах это $2,8 млрд. На эти деньги было спасено больше 100 тыс. человек.

И вот думая обо всем этом, я вдруг понял: мы, народы, пережившие такие страшные трагедии в нашей истории, — мы вспоминаем пережитый ужас, и это тоже важно, и нужно не забывать, но мы значительно меньше рассказываем о том, что, несмотря на эти ужасы, были люди, которые помогали, которые, рискуя своей жизнью, спасали других людей.

Собственно, это первый посыл, который лег в основу проекта 100 LIVES — «100 Жизней», который мы придумали вместе с Вартаном Грегоряном, президентом фонда Карнеги, и Нубаром Афеяном, венчурным капиталистом из Бостона. Второй посыл — да, было убито 1,5 млн армян, но 500 тыс. — выжили, мы, армяне, — как нация — выжили, уничтожить нас не удалось, наши диаспоры образовались в разных странах мира, где мы стали учеными, бизнесменами, врачами. Выжив, мы — состоялись как нация, мы победили. И мне кажется важным сегодня, спустя 100 лет, сказать спасибо всем тем, кто помог нам победить. И это — третий посыл нашего проекта: сказать спасибо. И теперь мы, в свою очередь, должны помочь тем, кто нуждается в нашей помощи. Например, в рамках нашей инициативы — 100 LIVES — сто детей из стран, где сейчас идут военные конфликты, — из Сирии, Египта, Ирака и Ливана, будут учиться в нашей международной школе для подростков UWC Dilijan College совершенно бесплатно. Тогда, сто лет назад, многие арабы помогали армянам — сейчас мы хотим им сказать спасибо. В дилижанском колледже сейчас учатся дети из 48 стран (в сентябре их будет уже 64), в том числе — и из Турции: кстати, турки тогда тоже спасали армян — не много таких историй, но они есть, — им за помощь армянам грозила смертная казнь, а их семьи лишались всего имущества. Так что для меня тут никакой политики нет — это мой личный проект, проект человека, чья семья выжила в геноциде.

Я много часов провела на вашем сайте 100lives.com, читала истории переживших геноцид — это кошмар. И вспоминала, как, оказавшись в Гарвардском университете, начала читать книги о Холокосте — в Советском Союзе эта тема была табуирована. Читала исследования, воспоминания, в том числе и тех, кто был в зондеркомандах, работавших при печах крематориев, книги выжившего в Аушвице Эли Визеля…

40-490-200-02.jpg
  Аршалуйс Мартикян выжила во время
  резни, эмигрировала в США, сменила
  имя, и рассказала о геноциде в книге
  «Растерзанная Армения»

Он вместе с Джорджем Клуни входит в специальный комитет проекта, который каждый год будет присуждать международную гуманитарную премию в $1 млн — людям, которые участвуют в спасении жизней в наши дни. Это премия названа в честь Аршалуйс Мартикян, которая 100 лет назад, во время геноцида, была спасена русской армией, оказалась в США, стала Авророй Мардиганян и написала страшную книгу «Растерзанная Армения»: по этой книге был снят фильм, в котором она сама сыграла. Вы, наверное, видели?

Да. И думала вот о чем: мой учитель, гарвардский раввин Бен Цион Голд, переживший Дахау и потерявший всю семью — все свое польское местечко Редом — в печах Треблинки и Биркенау, однажды мне сказал: «Перестань смотреть в бездну»,— к тому времени я уже несколько лет, год за годом, каждую весну, когда приходил день Шоа — день памяти о Катастрофе, — читала и читала, и жить с этим становилось все труднее…

Да, психология жертвы — это страшная вещь. Рассказы о том, как насилуют твоих женщин, насилуют твоих сестер, матерей — это очень страшно читать, это невозможно… И эта история Авроры, о которой тут мы говорим: турки не просто распяли этих шестнадцать девочек — сначала над ними надругались и вогнали в половые органы колья… Нормальный человек, читая это, не может это пережить… И конечно, ты спрашиваешь себя: как же так, не защитили, не спасли, не помогли — почему позволили, чтобы такое стало возможным?

Кстати, про геноцид армян в советское время тоже не рассказывалось, но в 1965 году, когда было 50-летие резни, сотни тысяч людей в Ереване впервые 24 апреля вышли на демонстрацию — и ее не разогнали. Но потом начали потихонечку закручивать гайки, запрещали в этот день уходить с работы, стали отслеживать тех, кто приносил цветы к памятнику жертвам геноцида — в советское время Турция была союзником и с ней власти заигрывали.

40-490-03.jpg
Первая в СССР демонстрация в память о жертвах геноцида армян: до 1965 года эта тема была в СССР табуирована, Ереван, 24 апреля 1965 года

Но о геноциде после шестьдесят пятого года заговорили. И это было очень важно, потому что тема геноцида — тема, объединяющая армян, живущих в разных точках мира: у нас же два языка — западный армянский и восточный армянский, они не сильно, но отличаются; у нас есть ортодоксальные армяне — их больше всего, но есть и армяне-католики, армяне-протестанты; армяне, живущие в Ливии, в Сирии, в Западной Европе, в Америках, в России. Но есть тема, которая нас всех объединяет, — геноцид. Однако объединение на основе трагедии — это очень опасная вещь. Да, дети должны расти с пониманием: это с нами случилось. Но можно — и нужно, причем осознанно, смотреть на это и по другому: несмотря на то что с нами произошло, мы есть, мы остались, мы носители нации, которой пять тысяч лет, мы получили второй шанс в разных странах и стали успешными. Только сильный человек, пережив травму, может сказать спасибо, только сильная нация, оглядываясь на эти сто лет, может сказать себе: мы не позволили себя уничтожить. Вот мой партнер по 100 LIVES — Нубар Афеян: его деда и брата деда спасли немецкие офицеры, которые строили железную дорогу Багдад—Берлин. И у нас есть идея сделать в Германии, в тех местах, откуда вышли эти немецкие офицеры, проект, который был бы в благодарность за то, что когда-то они сделали в том числе и для семьи Афеяна. И таких проектов мы хотим сделать 100 — отсюда и название «100 LIVES». И конечно, мы хотим оставить память о том, что началось в 1896 году и продолжалось волнами до 1923 года: одна из последних масштабных зачисток была в Смирне* * Смирна — ныне Измир, Турция. До 1922 года в городе проживало около 400 тыс. человек, из них 150 тыс. — греки, 165 тыс. — турки, 25 тыс. — евреи и 25 тыс. — армяне, плюс несколько тысяч армянских беженцев. когда просто всех христиан сожгли вживую, кварталы подожгли, а в это время у причала стояли французские и английские военные корабли, и люди с них смотрели на то, как горят кварталы Смирны, и не помогли, не спасли.

Но я хочу подчеркнуть, что наш проект имеет прежде всего позитивный вектор. Вот случилась Руанда — как это могло произойти в конце ХХ века? Или как может происходить сейчас то, что происходит с курдами-езидами в Ираке, которых уничтожают фанатики из ИГИЛа? Следовательно, задача номер один — не допускать таких событий, номер два — помогать людям, которые оказались внутри этого кошмара, третья — помогать выжившим вернуться в нормальную жизнь. Отсюда и наше сотрудничество с Джорджем Клуни, сооснователем организации Not On Our Watch, который реально — в том же Дарфуре — борется с геноцидом, ездит туда, работает над созданием комплекса превентивных мер. И вот теперь мы объединили усилия.

40-490-02.jpg
Кадр из видеоролика «Жизнь, которую мы не прожили», который был снят к 100-летию геноцида армян

На сегодняшний день только 22 страны признали геноцид армян, хотя какую энциклопедию ни откроешь — от Британники до энциклопедии Османской империи и энциклопедии «Геноцида и преступлений против человечества», — везде резне армян, греков и ассирийцев посвящены огромные статьи. Почему? И конечно, самое поразительное — просто уму непостижимо, — что Израиль пока тоже не признал геноцид армян.

Я не специалист, поэтому не хочу на эту тему спекулировать. На мой взгляд, Израиль не признает геноцид армян не потому, что он считает, что его не было, а потому, что он помнит, что Турция была его единственным союзником на Ближнем Востоке. Другие говорят, что сам термин «геноцид», то есть системное и массовое уничтожение людей по национальному или религиозному признаку — возник уже после резни 1915–1923 годов, а потому нельзя его применять ретроспективно. Но главная причина — это, конечно, политика. Хотя в той же Турции есть сайт, на котором турки приносят свои извинения — там подписалось уже несколько тысяч, и турецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Орхан Памук — один из них.

40-490-04.jpg

Но турецкие власти выступают очень резко против любого упоминания геноцида армян — только что был отозван посол Турецкой республики в Ватикане, после того как Папа римский Франциск назвал геноцид армян, сталинизм и нацизм — главными преступлениями ХХ века.

Это как для нас проблема со сталинизмом: мы никак не можем его осудить. Так и в Турции — для цивилизованных турок непризнание геноцида — постыдная история. Кроме того, в тот момент, когда будет признан геноцид армян, американские страховые компании, которые страховали жизни армян, должны будут выплатить огромные суммы, Турция и другие страны попадают на очень большие деньги.
40-cit-02.jpg
Как в Ереване пройдут дни памяти?

23 апреля, в 19.15 (1915 год. — NT) в Ереване состоится месса по погибшим: полтора миллиона жертв будут признаны Армянской апостольской церковью святыми мучениками. В Армению приедет много иностранных делегаций, которые 24 апреля примут участие в церемонии в мемориальном комплексе Цицернакаберд, а вечером на площади Республики будет концерт сборного симфонического оркестра — 140 музыкантов из 70 стран, граждане которых 100 лет назад протянули руку помощи армянскому народу. 

Фото из личного архива Рубена Варданяна, wikimedia.org, 100 lives.сom, 

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share