#Column

#Суд и тюрьма

Нашего времени случай

2009.08.13 |

Артур Соломонов

Говорят, первый шаг к философствованию — глубокое недоумение перед лицом реальности. Всякий, кто хочет стать философом за два часа, должен посетить спектакль «Паб», где играют Людмила Гурченко, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, а также Михаил Шац, Виталий Хаев и Денис Яковлев.

Невозможно обрести смысл в этой мешанине из политических символов, трепотне о Боге и Дьяволе, болтовне Путина, Блэра и Буша, постоянно прерываемой песнями и плясками — последним спасением от зрительского сна. Вот распиливают какую-то визжащую девку, скачет старик с плеткой, обнажается одна из лучших наших актрис... Наверное, все это должно выразить абсурд современной политической жизни, а также жизни вообще. Но это выражает только абсурд самой затеи драматургов и режиссеров спектакля братьев Пресняковых.

Драматурги братья Пресняковы — из тех, кого принято называть культовыми. Правда, они — культовые фигуры, может быть, для семи-восьми человек, но надо же уважать их право на культ. Пьесы братьев всегда остро современны — про терроризм, гомосексуализм и другие популярные направления современной жизни.

В новой пьесе «Паб» есть оговорка «по Фрейду» (правда, не знаю, могут ли оговориться «по Фрейду» сразу два брата, но чего только не бывает в остросовременной жизни): «Нам подарили жизнь, но забыли наделить ее смыслом». Вот так и братья дарят нам каждый год по пьесе, но забывают наделить ее смыслом.

О режиссуре в этом случае мне лучше вообще не заикаться — хотя бы потому, что я не умею говорить о том, чего не существует. Другой вопрос, что в этот «Паб» оказались вмешаны актеры такого масштаба. Этот спектакль — очень показателен для современного театра. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, расскажу случай, который произошел около года назад.

«Ну как тебе спектакль?» — спросил меня после премьеры руководитель одного из самых известных московских театров. Постановка была настолько омерзительной, что вежливость отступила, и я ответил: «Совсем не понравился». «Ты знаешь, мне тоже! — неожиданно ответил художественный руководитель. — Но в этих новых пьесах сам черт ногу сломит, да и режиссер — модный. И посмотри на публику — настоящий успех...»

Этими словами худрук обозначил очень интересную особенность современного театра: то, что делают молодые, большей частью не принимается старшим поколением, однако союз молодых и именитых крепчает день ото дня. Театр должен жить, залы и кассы должны быть полны. Знаменитые актеры не могут простаивать. И возникают фиктивные браки между именитыми артистами и молодыми режиссерами и драматургами — носителями якобы современного сознания. Иногда случаются и браки по любви — в таком случае артисты думают, что действительно поучаствовали в чем-то ультрасовременном. Таков, как мне кажется, случай с участием Людмилы Гурченко в «Пабе».

«Я чувствую здесь XXI век», — сказала на пресс-конференции Людмила Марковна. Бесспорно, это правда. Как говорил Порфирий Петрович из «Преступления и наказания» — «нашего времени случай». И не в том дело, что собирается так много очень одаренных людей, а на выходе получается такой вот «Паб» — хотя и это одна из самых ярких примет сегодняшнего искусства.

Парадоксальное сращение попсы и контркультуры, шоу-бизнеса и новой драмы. И самое главное, сотрудничество людей, которые говорят на совсем разных художественных языках. В результате появляются не то чтобы кентавры, а просто натуральные чудовища.

В этом спектакле, как в маленьком кусочке зеркала, отразился весь печальный, перепутанный театральный рынок последнего времени.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share