#Column

#Суд и тюрьма

Инаугурация Арагорна

2009.06.30 |

Долин Антон

Какой быть власти и куда ей повернуться — к Востоку лицом, а к Западу спиной или наоборот? Этот вопрос в последние дни ставили перед собой не только граждане РФ, выбравшие себе нового президента, его ставил и кинематограф. Из ответов вполне мог бы сложиться наказ руководителю государства, вступающему в должность.

Взять для примера одновременный выход на экраны сразу двух крупных блокбастеров — американского «Железного человека» (режиссер Джон Фавро) и отечественного «Александр. Невская битва» (режиссер Игорь Каленов). Что ни фильм, то послание на тему судьбоносного выбора: Восток иль Запад, доля скифская иль европейская.

Симпатичный лик молодого артиста Антона Пампушного (он же Александр) напоминает благообразную физиономию среднестатистического святого — не с древнерусской иконы, а с копеечного «охранного» календарика для автомобиля. С какими же нехристями сражался этот христианнейший? Вот напоминалка для тех, кто забыл «сиквел» к этому сусальному эпосу, снятый более полувека назад Эйзенштейном. Жил да был славный князь, а рядом с ним — бояре, верившие в демократию, вече и прочую чушь. Неудивительно, что захотелось им жить на западный лад, и чуть не продали они Русь Святую шведам. Думаете, тем нужны были новые земли? Фиг с два. Главная их задача — перекрестить наш народ в свою поганую веру. И пришлось Александру заключить сделку с татаро-монгольскими оккупантами. Наш выбор: не Запад, а Восток.

В «Железном человеке» — другая легенда, вместо князей — оружейные бароны. Один, талантливый инженер (харизматичный Роберт Дауни-младший), попадает в плен к афганским террористам, а сбежав оттуда, выясняет, что второй, его престарелый ментор (неузнаваемый Джефф Бриджес), вовсю продает оружие моджахедам. Выходит, во всех бедах мира повинны не дикари с Востока, а их поставщики с Запада! С ними в бой и пускается герой, вставив себе вместо сердца термоядерный пламенный мотор, а заодно облачившись в непробиваемый скафандр. Новейший Железный Дровосек взмывает в поднебесье и оттуда карает виновных. Герой блокбастера един в Голливуде и России: наказывает Зло и несет Добро в массы. Только русский непогрешим и потому обеспокоен лишь внешней угрозой, а американский уже дозрел до этапа, на котором перестают пенять на зеркало и обращают внимание на кривизну собственной рожи.

А публика и в руководителе государства видит героя блокбастера и потому нередко голосует не головой, а сердцем.

Чтобы завести этот термоядерный моторчик, народонаселению по телевидению продемонстрировали совсем уж простую сказку, в которой не осталось места для дилемм: «Властелина колец» Питера Джексона. Кульминационная часть носит подзаголовок «Возвращение короля» и завершается эффектной сценой коронации. Только что Арагорн вел стройные ряды людей и эльфов Запада на мрачные орды орков и троллей с Востока, а теперь белобородый маг увенчивает его чело скромной, но стильной короной.

Восторженные поклонники (-цы) Дмитрия Медведева узрят в нем земное воплощение Арагорна в исполнении Вигго Мортенсена. Критиканы намекнут на невысокий рост избранного президента РФ. Их противники прослезятся, когда король, а вслед за ним тысячи подданных преклонят колени перед четырьмя хоббитами-полуросликами. Оппозиция язвительно припомнит другую недавнюю «коронацию» артиста Мортенсена — посвящение его героя-киллера в вора в законе (фильм «Порок на экспорт»). Лояльные синефилы возразят: ведь под татуированной шкурой закоснелого бандита скрывался законспирированный агент ФСБ. И тут уже начнутся споры о том, чем хороша и чем дурна ФСБ. Начавшись, эти споры не закончатся никогда.

Думаю, можно договориться вот о чем: Вигго Мортенсен для любого президента — куда лучшая ролевая модель, чем Антон Пампушный. Остальное — детали.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share