#Column

#Суд и тюрьма

Актеры поневоле

2009.06.11 |

Артур Соломонов

Кровь била фонтаном. Из пробитого пулей живота одного солдата в лицо другому... Кишки из живота расползались в разные стороны, как змеи... У другого солдата вместо рук — кровавые пятипалые гирлянды. Истекая слезами и кровью, он шепчет своему другу: «Когда мы отсюда выберемся, я научу тебя жонглировать»...

Снято! Режиссеры и актеры довольны — эта сцена и ужаснет зрителя, и выбьет из него слезу. Если удастся снять весь фильм столь же кошмарно и слезоточиво — впереди успех, касса, а может быть, и «Оскар». Это сцена из фильма «Солдаты неудачи» Бена Стиллера — комедии о войне. Вернее, не комедии о войне, а фильме о том, как снимают военное кино.

Актеры попадают в ситуацию реальной войны — очень долго не понимая, что речь идет о жизни и смерти, они стремятся в кадр, принимают эффектные позы, с артистической самовлюбленностью бросаются на мины — и погибают.

Фильм Бена Стиллера ставит старый вопрос — взаимоотношения кино и реальности, а более конкретно — нещадной эксплуатации кинематографом и СМИ темы войны. Ведь как ни крути, у искусства и СМИ, когда идет речь о войне, одна цель: рассказать об этом наиболее художественно и осмысленно — в одном случае, и наиболее эффектно — в другом. В обоих случаях мы сталкиваемся с эксплуатацией столь болезненной темы и манипуляцией сознанием зрителя. А также с тем, как беспощадно преследуют свои интересы авторы сюжета или фильма.

Картина Стиллера, в художественном отношении совсем не выдающаяся, вышла вовремя: когда все мировые телеканалы используют одну и ту же «картинку» в разных целях, когда все говорят: «Война!» — но поверить не могут, что воюют друг с другом те, кто по всем соображениям логики и истории не мог оказаться в этой ситуации.

Фильм ставит проблему интерпретации войны в искусстве и СМИ.

По большому счету этот фильм говорит совсем не о том, о чем собирались сказать его создатели, пародируя киноиндустрию Голливуда, дурацкие киношные штампы, используемые для военного кино, высмеивая психологию актеров, которые плетут что-то о таланте и искусстве, когда рядом разрываются бомбы и гибнут люди.

Эта картина — о положении, в котором оказался зритель (ведь и актер, который манипулирует своим сознанием, чтобы потом успешно манипулировать сознанием публики, — тоже ее часть). Зритель атакован фильмами о войнах давно минувших дней и еще не остывших, документальным и псевдодокументальным кино на эту тему, а также хроникой войн, которая ведется беспрестанно.

Человек, к которому с разных сторон поступает столько противоречивой информации, обрушивается поток голосов, мнений и эмоций, понимает: реальность надела столько масок, что интеллектуальных сил хватает лишь на то, чтобы обвести изумленным взглядом этот кровавый карнавал. Когда человек инфицируется таким количеством впечатляющих образов с экрана и прямо противоречащими комментариями к ним, он сам, как это ни парадоксально, не может «выйти из кадра». Он должен определить свою позицию не по отношению к тому, что происходит в реальности, а к тому, что происходит в телевизоре. А потому неизбежно оказывается актером поневоле.

Фильм Стиллера пронизан умным цинизмом: от ролей никто не избавится, реальности никто не узнает. Фильм предлагает позицию игрового преодоления темы войны, то есть душевного неучастия — когда ты, понимая, что имеешь дело с виртуальной реальностью, откладываешь реакцию на нынешние события на неопределенный срок. Ведь истина происходящего сейчас проступит лишь через долгое время.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share