#Column

Бремя смелых

2010.12.25 |

Новодворская Валерия

Редьярд Киплинг родился 145 лет назад, 30 декабря, на бескрайних просторах Британской империи, в Бомбее. Ему суждено было объездить эту самую империю, и он писал о ней так, что во многом благодаря ему она впоследствии трансформировалась в легкую добровольческую конструкцию Британского Содружества наций.

В СССР Киплинга считали «певцом английского империализма», а он был миссионером равенства всех рас, личного человеческого достоинства, мужества и благородства. Те англичане, которые уходили из Индии, руководствовались его идеалами, которые так чеканно высечены в «Балладе о Востоке и Западе»: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень Суд. Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?» В этой балладе мятежный Камал, убегая из владений англичан, увел с собой какую-то потрясающую полковничью кобылу, которую попытался вернуть полковничий сын. В конце концов два воина разных религий и разных народов так поладили, что стали навязывать друг другу эту чертову кобылу, поменялись оружием и принесли братскую клятву.

Реальность была далека от идеалов Киплинга. Но Киплинг учил этому, учил упорно, всю жизнь, и его творчество стало сильнейшей прививкой против расизма, и никогда не звучали в Англии эти позорные слова: «Англия для англичан». Если изучать Киплинга в школах, может быть, мы тоже изживем это: «Россия для русских»?

Киплинг не воевал. Он стал солдатом будущего Корпуса мира. То есть прогрессором и просветителем. В его рассказе «Без благословения Церкви» английский офицер Холден нашел в Индии свой настоящий дом, полюбил мусульманку Амиру, не мешал ей сделать мусульманином своего сына Тота, а когда он потерял их в холеру, то остался верен их памяти и не женился вновь.

 

Творчество Киплинга стало сильнейшей прививкой против расизма, и никогда не звучали в Англии эти позорные слова: «Англия для англичан»  



В 1885 году Киплинг стал масоном, членом ложи «Строителей совершенного города». В его ложу входили евреи, индусы, мусульмане, христиане. И он открыто писал об этом в «Таймсе». Киплинг умер в 1936 году, но когда Англия восстала против гитлеровского нацизма, ей очень помог воинствующий антирасизм этого ее классика. Его девиз витает над «Книгой джунглей», одной из первых наших детских книг: девиз Акелы и волков его стаи, пантеры Багиры, удава Каа, медведя Балу, слона Хатхи и маленького Маугли, которые вместе победили фашиста тигра Шер-Хана и коллаборациониста шакала Табаки. Девиз этот — «Мы с тобой одной крови — ты и я!» Мир оценил Киплинга, и он получил Нобелевскую премию по литературе в 1907 году.

Благодаря Киплингу мы в своей рабской стране узнали о том, как свободные волки в Сионийских горах решают все вопросы демократическим путем на Скале Совета.

В «Бремени белых» Киплинг отучает своих соотечественников от алчности и спеси — начинки любого колониализма. «Твой жребий — бремя белых! Но это не трон, а труд: промасленная одежда, и ломота, и зуд. Дороги и причалы потомкам понастрой, жизнь положи на это и ляг в земле чужой». Какое там бремя белых! Киплинг всю жизнь нес бремя смелых. Бремя свободных, которое в его «Заповеди» выглядит так: «И если ты готов к тому, что слово твое в ловушку превращает плут, и, проиграв сраженье, можешь снова, без прежних сил возобновить свой труд, и если можешь быть в толпе собою, при короле с народом связь хранить и, уважая мнение любое, главы перед молвою не клонить…» Напутствие из XIX века гонимым российским демократам.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share