#Израиль

#Мнение

#Украина

Внутри Третьей мировой

2023.11.03

Украинский, карабахский, израильский кейсы четко разделили цивилизацию и «цивилизационный подход», общечеловеческие и «традиционные» ценности, гуманизм и насилие, мир и вой­ну. Рассуждает колумнист NT Андрей Колесников*

Может быть, в мире и произошли тектонические изменения, и мир стремится к многополярности, и в этом новом мировом беспорядке можно безнаказанно вести речь о возвращении к ядерному варварству — отказу от нераспространения ядерного оружия и возобновлению его испытаний, но понятия о добре и зле, цивилизации и дикости остались прежними.

«Традиционные ценности», «самодостаточность» и «самобытность» как вели много десятилетий тому назад к крови, насилию, бедности, так и ведут. Общечеловеческие ценности, универсализм, права человека как обеспечивали мир, ротацию власти, экономическое процветание, так и обеспечивают. Можно со скептической миной приверженца «особого пути» называть эти ценности «западными», «универсальными», какими угодно, однако они — общечеловеческие, зафиксированные в документах ООН, в современных национальных Конституциях, включая, кстати говоря, Основной закон Российский Федерации.

То, что Путин на Валдайском форуме назвал «цивилизационным подходом», к общечеловеческим представлениям о цивилизованном поведении отношения не имеет. Как привел 50 лет назад «цивилизационный подход» к вой­не Судного дня, так и сегодня этот же «подход», эквивалентный варварству, имел своим следствием атаку на Израиль. Геноцид армян более ста лет назад, сумгаитская резня 1988 года, изгнание всего населения Арцаха в 2023‑м под аккомпанемент рассуждений о «территориальной целостности» как были проявлениями «традиционных ценностей», «самобытности», приверженности «суверенитету» и «территориальной целостности», эквивалентных крови, насилию и варварству, так и остались.

В день, когда Путин утверждал свой «цивилизационный подход», не стало более 50 человек, просто справлявших поминки в небольшом селе. Это была иллюстрация к той щебенке пустых слов, вываленных на благодарную аудиторию никому не известных в собственно цивилизованном (без кавычек) мире «политологов». Вот пафосные слова, а вот — чудовищная реальность.

 

Пандемия автократов

«Цивилизационный подход» заразителен. Бывает пандемия не только ковида, но и автократических действий, сметающих правила человеческого общежития и снижающих ценность человеческой жизни до потерявшей стоимость купюры. Если Путину можно делать то, что он делает, то на свой лад это захочет попробовать совершить любой автократ. Ильхам Алиев попробовал провести свою «спецоперацию» — у него получилось. Если в рамках «цивилизационного подхода» «традиционные ценности» утверждают себя «ударами возмездия», почему бы ХАМАСу, делегацию которого дружески принял в сентябре 2022 года министр иностранных дел РФ, не атаковать Израиль с энергией, действительно сравнимой с полувековой давности вой­ной Судного дня.

Полвека прошло и, получается, не изменилось ничего. В том числе «цивилизационный подход», от которого нации отказывались в эпоху падения коммунизма и «конца истории» и предпочитали глобализацию и модернизацию, на время обеспечившие определенную степень благосостояния и снизившие глобальное неравенство. День 11 сентября 2001 года лишний раз показал, где цивилизация, а где варварство. Россия тогда по инерции была на стороне цивилизации. Конец истории закончился с возвращением Путина на пост президента в 2012 году. История, причем переписанная его придворными историками, началась заново, дополненная приходом волны популизма на Западе.

Конец истории ознаменован появлением своего рода инфекционной Третьей мировой вой­ны — следуя примеру одного автократа, другие подпалили мир с разных сторон, создав впечатление «вой­ны всех против всех». Мы живем одновременно в антиутопии и внутри Третьей мировой, отличающейся чрезвычайной жестокостью и вернувшимися рисками ядерного армагеддона.

Украинский, карабахский, израильский кейсы четко разделили цивилизацию и «цивилизационный подход», общечеловеческие и «традиционные» ценности, мир и вой­ну. Ситуация стала практически черно-­белой. Самый многозначный и полисемантический ее символ — сине-белый израильский флаг, спроецированный на Бранденбургские ворота, с которых когда‑то, в ноябре 1989‑го, начинался «конец истории» и завершалась холодная вой­на.

Кто бы мог подумать, что это была холодная вой­на 1.0, а придет еще холодная вой­на 2.0, что повторятся и иные конфликты, и другие трагедии — с новой силой и для новых поколений. Пандемии, климатические изменения, пришествие искусственного интеллекта при недоразвитости и безответственности интеллекта биологического лишь дополняют картину перегрева — политического, морального, природного — земного шара.

 

Бранденбургский консенсус

Происходящее заново ставит проблему человека. Мераб Мамардашвили говорил: чтобы человек оставался человеком, он должен для этого предпринимать усилия: «Человек не существует — он становится». Свобода, по его формуле, не появляется сама собой, ее нужно практиковать. Нет такого положения вещей, когда невозможна демократия, когда народ «не готов» к ней — но должна быть проделана работа, демократию тоже нужно практиковать. «Убери усилие — и исчезнет гражданское общество. Вот у греков: исчезло усилие, и исчезло греческое общество еще до того, как варвары его разбили», — говорил философ. То же самое произошло и с российским обществом.

Европа, Запад расслабились — все шло слишком хорошо: развал коммунистического блока, триумфальное шествие потребительской экономики, свободное передвижение капиталов, технологий и людей. Тот самый «коллективный Запад» вообразил, что так будет всегда... А затем — тиски двой­ного недовольства: благополучных бюргеров — мигрантами и чужаками, мигрантов — воображаемой или реальной несправедливостью распределения благ. Фрэнсис Фукуяма, описывая в 1989‑м «конец истории», оговаривался, что его могут прервать национализм и религиозный фундаментализм. Так оно и случилось.

В 1988‑м Мамардашвили прочитал во Франции лекцию «Европейская ответственность». Она стала предупреждением, которое тогда не было услышано: «Опасность представляет современное варварство». Европа не должна расслабляться, забывать свои истоки, она должна предпринимать усилия по преодолению «исторической усталости», «у Европы нет возраста, она все время в состоянии рождения». Мало того, «то, что происходит сегодня, сходно по своей природе с тем, что продемонстрировали нам первая и вторая мировые вой­ны: мы в той же точке, что породила эти катастрофы в недрах европейской культуры; перед нами все та же опасность и та же ответственность».

Современное варварство рядится в одежды особой идентичности, «традиционных ценностей», «цивилизационного подхода». Ничего нового, как и отмечал Мамардашвили — это опасность, которая есть всегда. Но ее проглядели. По его словам, любая мутация внутри России немедленно отбрасывает ее в 1937 год. В Европе — стоит расслабиться, как варварство отвоевывает себе пространство, корежа сознание одних людей и убивая других. В 2023‑м мир соскользнул в давно маячившую перед его взором ловушку и не нашел способа избежать попадания в нее. Возможно, мировые лидеры мелковаты, философы жидковаты, реакции замедленны, утрачены навыки эффективной дипломатии и таланты договороспособности. Утрачена ответственность за свои действия, которая останавливала враждующие стороны на краю пропасти в 1962 году и в 1973‑м, как раз в вой­ну Судного дня, которая в то же время была и противостоянием США и СССР.

Однако внутри этого кризиса лучше видны базовые человеческие ценности, предполагающие отказ от вой­н, насилия, национализма, подавления прав человека. И поддержку цветущей сложности человека, а не единообразия и единомыслия кичливой нации, строящей свою идентичность на ненависти к другой нации. На Бранденбургских воротах, символизирующих единство мира, — флаг Израиля. Добро и зло — различимы.


*Андрея Колесникова Минюст РФ считает «иностранным агентом».
Фото: www.hindustantimes.com

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share