#Column

#Суд и тюрьма

Жизнь отшельников

2010.02.19 |

Цветков Алексей

Недавно разыскивал Сашу Соколова в расчете застать его в одном из штатов США. Видимся мы раз в 3–4 года в разных точках планеты, отчего дружба крепнет, а вот живи мы на расстоянии пешего перехода — она вряд ли уцелела бы. Неожиданно к поиску подключилась другая команда: один из романов Соколова перевели на очередной иностранный язык, и на публикацию требовалось его согласие. Он откликнулся, но оказался в совершенно другой стране, так что переводчикам повезло на этот раз больше, чем мне.
Излишне напоминать, с какой тщательностью Саша Соколов избегает читательских и вообще человеческих средоточий. И в связи с этим трудно было не вспомнить недавнюю кончину другого, пожалуй, наиболее известного литературного анахорета Дж. Д. Сэлинджера, искавшего спасения в арсенале восточных религий и долголетия.
Существует стандартная архетипическая модель поведения пророка, «удаление-возвращение», которую отмечали Элиаде и Тойнби, а до них вспомнил Ницше, чей Заратустра проводит годы уединения в горах и возвращается исполненный мудрости. Для Иисуса — это искушение в пустыне, для Мухаммеда — хиджра, побег из Мекки в Медину. Мы сегодня куда меньше склонны отождествлять поэта с пророком, чем Пушкин, но образ поведения сохранился. Что мы находим в пустыне, чего не находим в толпе?
Соколов — самый яркий российский пример. «Школа для дураков», его opus magnum, родилась на берегах Волги, куда автор удалился в качестве лесника, одной из немногих сохранившихся уединенных профессий. Его следующая книга тоже стала замечательным плодом этого уединения, хотя и была спровоцирована картиной Брейгеля. В каком-то смысле это взгляд на срез нашей истории и литературы одновременно и изнутри, и как бы с Марса, хотя Марс этот располагался в самом сердце России. Привычка к добровольному изгнанию тем временем окрепла, и все попытки вернуться проваливаются. Саша Соколов — из того рода отшельников, которые срастаются со своим скитом в улитку.
У Соколова есть очевидный антипод. Солженицын, конечно же, не был добровольным изгнанником, но, оказавшись в США, он поселился в буколическом Вермонте, где некоторое время отшельничал и Соколов. Солженицын, впрочем, удалился не для того, чтобы видеть мир издали, а чтобы миру было удобнее фокусировать на нем зрение. Парадокс в том, что он-то как раз полагал себя пророком. Но пророки редко возвращаются на царском поезде — один из самых известных возвратился на осле и после этого не имел возможности и времени поселиться на комфортабельной даче. В прозе Солженицына мистического марсианства нет.
Что касается Сэлинджера, то он, по свидетельству многих, вернулся в веригах отшельника уже с войны и уделил нам от силы минуту внимания, оставив исповедь выпавшего из цивилизации подростка, которая в свое время ударила, как молотом, и к которой уже ничего не добавить. Каковы бы ни были его архивы, рыться в них наверняка бесполезно, это марсианские хроники.
Но есть еще четвертый, Томас Пинчон, который никогда не появлялся на публике — мы даже не знаем, как он выглядит. Его книги — панорама мира в XIX веке, выполненная в жанре параноидального фарса. Поразительно, что Элендея Проффер, первая издательница Саши Соколова, обнаружила в нем сходство именно с Пинчоном. В ту пору Соколов о Пинчоне не подозревал.
Отшельничество в литературе — мощное орудие вроде телескопа, прием, который по плечу только избранным. Иногда, то есть именно сейчас, нужда в нем исключительно остра. Человек, наблюдающий историю вблизи, даже не подозревает, что это история. Кто нам объяснит, что с нами было, — так, чтобы нам при этом не дожидаться суда будущего, на который мы, по чисто биологическим причинам, не приглашены?
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share